Синология.Ру

Тематический раздел


Роль даосизма в современном китайском обществе

 
 
Путь, который можно пройти,
Не есть постоянный Путь,
Имя, чтоможет быть поименовано,
Не есть постоянное имя.
Безымянное – неба, земли начало.
Именуемое – матерью сущего стало.
Поэтому в отсутствии тайну вещей
Созерцать стремись,
А в наличии –
Предел сущего созерцать стремись.
Те двое родятся вместе, но их имена различны,
Их вместе назову я Сокровенным.
И сокровенное вновь Сокровенным стало –
Таковы врата всех тайн!
Даодэцзин [5, с.70]
 
Отношение с обществом – одна из наиболее актуальных проблем стоящих перед любым религиозным институтом. Определениеместа и роли даосизма в современном китайском обществе достаточно широко дискутируется на страницах общественных и научных изданий, в выступлениях государственных деятелейи представителей даосских кругов. По мнению известного даосского деятеля Чень Лянь-шэна, жизненные силы даосизма прямо зависят от участия его в жизни общества, самоизоляция в монастырях «может лишить его будущего». Сторонники такого взгляда придают большое значение процессу создания даосских организаций и активной общественной деятельности последователей даосизма  [1, с.88].
 
Необходимость оценки роли и места даосизма в современном китайском социуме осознана в мировом китаеведении уже давно. Так еще в 1969 г. на первом международном симпозиуме по изучению даосизма данный вопрос фигурировал в намеченной программе исследований (составитель Х. Уэлч). При этом обращалось внимание как на исследования, связанные с трансформацией даосизма в условиях становления и развития капиталистических отношений и проникновения европейской культуры в Китай в XIX в., так и на изучение истории даосизма и его особенностей в странах дальневосточного региона (прежде всего в КНР) в настоящее время [3, с.250].
 
К началу ХХ в. даосизм находился в состоянии глубокого упадка, и практика внутренней алхимии была уделом единиц наиболее образованных монахов и отшельников. В течение нескольких десятилетий новое движение привело к возрождению и небывалой популярности практики различных методов, приемов и комплексов из богатого набора внутренней алхимии под названием цигун (气功).
 
Само слово цигун достаточно новое. Сочетание иероглифов ци 气 и гун 功 встречается уже в текстах танского времени. Так Сыма Чэн-чжэнь в своем труде Фуци цзинъи лунь («Рассуждение о сущности практики глотания ци») употребляет выражение«применение ци», или «использование ци» (ци чжи вэй гун), но как устойчивое словосочетание итем более как слово эти два корня не встречаются до периода династии Мин, когда его использует даос Сюй Сунь в сочинении Цзин-мин цзунцзяо лу («Наставительные записи учения о чистоте и сиянии»). В конце правления династии Цин (вторая половина ХIX в.) этот термин вновь употребляется в тексте под названием Юань хэ пянь («Главы об изначальной гармонии»), который даже содержит особое «Приложение о цигун». Однако только в первой половине ХХ в. этот термин не только становится общеупотребляемым, но и превращается в слово обыденного языка [2, с.192–193].
 
Одной из особенностей современного цигун является возникшая в 80-е гг. связь его с боевыми искусствами – ушу 武术. До этого времени, вряд ли кто-нибудь мыслил себе внутреннюю алхимию, дыхательные упражнения, даоинь и прочие даосские искусства, послужившиеосновой цигун, как нечто, имеющее отношение к ушу. Восходящие к секретным тренировкам членов сект и тайных обществ (хуэйдан) эпох Мин и Цин, ушу использовали ряд приемов из даосского арсенала, равно как и понятия даосской психофизиологии. Тем не менее, это были явления принципиально разного порядка. В 80-е гг. в КНР начинают смотреть и на то и на другое как на часть «драгоценного культурного наследия» (баогуйдэ вэньхуа ичань), выполняющие сходные функции, прежде всего оздоровительные.
 
Можно ли рассматривать расцвет цигун как возрождение даосизма в новом обличии? Да, поскольку методы цигун – методы, безусловно, даосские. Вместе с тем, бум цигун обусловил рост интереса к даосским текстам, в результате чего очень солидные издательства (например, издательство Народного Университета в Пекине) стали выпускать целые «библиотеки классики цигун», представляющие серии публикаций даосских текстов из Даосского канона (Дао цзана) – Тао Хун-цзина, Сунь Сы-мяо, Сыма Чэнь-чжэня, Чжан Бо-дуаня, Ли Дао-чуня, Ли Хуа-яна и многих других уже известных нам знаменитых мастеров «искусств Пути». А это значит, что великая даосская традиция жива не только в стенах древних храмов и монастырей [2, с. 198–200].
 
Перемены, пережитые даосизмом в ХХ в., отразились на экономической жизни монастырей. АПД проводят значительную работу по организации производственной и предпринимательской деятельности в даосских сферах, направленную на развитие системы самообеспечения монастырей. Наибольшее распространение получили организация туризма на знаменитых даосских горах и в известных храмах Китая, открытие малых предприятий, торговых точек, гостиниц, чайных, земледелие и животноводство. Подобных примеров много. Доходы от хозяйственной деятельности идут в первую очередь на восстановление и реставрацию даосских монастырей, создание условий для нормальной религиозной деятельности [1, с. 61]. В целом, говоря об административно-хозяйственном устройстве и внутреннем распорядке даосских монастырей, следует отметить следующий факт: являясь центрами даосской традиции и культуры, они сохраняют исторически сложившуюся внутреннюю структуру и одновременно эффективно адаптируются к стремительно меняющимся современным условиям [1, с. 62].
 
Влияние даосизма на общество проявляется в благотворительности, охране окружающей среды, борьбе за мир. Благотворительность – проявление любви к ближнему – является неотъемлемой частью социального служения даосов. Идеал служения ближнему и общественному благу и ныне сохраняет значимость среди последователей даосизма.
 
Важнейшей сферой деятельности даосизма в современном Китае является охрана природы. На доктринальном уровне она обусловлена самоценнстью основного принципа проявления благой мощи дэ – категории естественности. Природа рассматривается даосами как ее образ, воплощенный в этом мире. «Мудрый… отвечая колебаниям жизни, считает своим учителем природу…» [1, с. 97].
 
В последнее время идеи Лаоцзы привлекают внимание китайских ученых и политиков как практическое руководство для менеджмента. Недавно в Китае проходила конференция по менеджменту, спонсированная правительством. Ключевым пунктом повестки дня форума было применение даосизма к менеджменту и предпринимательству в ХХI в.
 
В начале нынешнего века, когда власти провинции Цзянсу, проводили наступательную кампанию для набора новых администраторов высокого уровня, экзаменуемым в качестве ключевого вопроса было предложено объяснить связь между суждениями Лаоцзы и философией современного менеджмента. «Даосизм как философия менеджмента хорошо вписывается в современные экономические реформы в Китае. Предлагает китайским предприятиям способ, как лучше использовать самое большое преимущество страны – человеческие ресурсы», - сообщает газета China Daily. Так древняя традиция обретает новую жизнь в современном Китае [4, с.77].
 
Сфера влияния даосизма в современном обществе многогранна, и подтверждается данными, полученными при анкетировании в ноябре-декабре 1997 г. Ответы респондентов на вопрос «На какие стороны современной общественной жизни КНР, по вашему мнению, оказывает влияние даосизм?» таковы:
 
39% – культура, искусство;
29% – охрана здоровья;
28% – внутренняя политика КНР;
21% – наука, образование;
21% – внешняя политика КНР;
18% – экономическая реформа;
13% – охрана окружающей среды;
10% – сельское хозяйство.
 
Затруднились ответить или считали, что даосизм не оказывает влияния на общественную жизнь, 23 и 12 % респондентов [1, с.100].
 
Таким образом, следует признать, что религиозный институт даосизма является неотъемлемой составляющей современного общества КНР. В силу доктринальных особенностей и нравственно-этических традиций он продолжает оказывать существенное влияние на различные стороны жизни китайского общества. Государство заинтересовано в сотрудничестве с даосскими религиозными кругами, оно стремится использовать их авторитет и влияние как фактор социальной стабильности и высокого национального самосознания. Даосские организации, в свою очередь, укрепляют свои внеконфессиональные связи для адаптации своего социального института в современных условиях [1, с.101].
 
Вместе с тем даосизм, для которого, по словам К.М. Скиппера (1982), характерна «исключительная преемственность и непрерывность традиции», во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины в настоящее время,оставаясь поэтому мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока [3, с.250].
 
Литература
1. Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. Даосизм в современном Китае. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005.
2. Даосские практики. 2е изд. СПб.: «Азбука-классика», Петербургское Востоковедение», 2004.
3. Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. + т. 6 [доп.]. М.: Вост. Лит., 2006-2010.[Т. 2:] Мифология. Религия. Литература. М., 2007.
4. Кузнецов В.С. Многоликий и вездесущий даосизм // Азия и Африка сегодня. 2012. №3 (656).С.74–77.
5. Пути обретения бессмертия: Даосизм в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 487 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 9 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 90-94.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.